О шахматах, Большом взрыве и происхождении Человека.
Умный человек сказал: Не решив ОБЩИХ проблем будешь натыкаться на них при решении ЧАСТНЫХ проблем. А общие проблемы обязательно связаны с общими или прописными истинами, которые, как известно, не перестают быть Истинами.
Шахматы это Игра. Игра - это фундамент шахмат и именно этим в первую очередь привлекает людей. Люди играющие в шахматы естественно желают организоваться, поскольку это единственный способ выжить. Так нас учит Теория эволюции.
Группки организованных шахматистов тоже хотят организоваться, но уже не как "шахматисты", а как "группы". Для них это тоже единственный способ выжить в конкурентной борьбе с любителями футбола, рендзю и гомоку... И так дале вплоть до ФИДЕ... Межгалактический конгресс пока еще в проекте...
Чтобы выжить нужна среда обитания. Этому тоже учит Теория эволюции. Борьба за ресурсы - фундамент. У шахматного сообщества, как и у сообщества футболистов - два источника питания внутренний и внешний.
ВНУТРЕННИЙ ИСТОЧНИK
Внутренний - это интерес к игре непосредственно участников. Людям просто забавно потягаться интеллектом. Для этого есть миллион возможностей и шахматы один из них, пожалуй самый раскрученный в современном мире. Так сложилось исторически. Мы шахматисты на этом настаиваем и будем убеждать других в правоте нашего вероучения.
Индусы придумали хорошую игру, но мир меняется и хорошая игра должна тоже изменяться. Изенятся органически, взвешенно, аккуратно с учетом мнения не только самих шахматистов, но и психологов, социологов и вообще людей знающих суть человека и человеческого сообщества. По моему глубокому убеждению, гроссмейстеры вовсе не самые главные эксперты того, что касается шахмат как игры миллионов... Ну об этом потом.
Сразу к конкретике, чтобы потом не заблудиться. Сегодня продвинутое шахматное сообщество уже пришло к пониманию того что гипертрофированное развитие фактологии (это не теория конечно) шахматных дебютов в классическом построении, по сути медленно убивает шахматы.
Талантливый мальчонка в десять лет уже безнадежно потерян для шахмат если он не начал играть в пять лет. А таких 99%
Шахматы 960 или шахматы Фишера вызывают огромное сопротивление и отторжение у людей посвятивших
себя шахматам. По человечески это понятно, это вопрос выживания. Но шахматному сообществу важны и специалисты и приток молодежи.
Классическую шахматную игру можно и нужно сохранить расширив ее границы. Аналогично тому как релятивисская и квантовая физика Эйнштейна и Планка расширили класскую физику Ньютонв.
Произвольная расстановка фигур это Первый шаг. И он открывает дорогу Второму шагу - РАССТАНОВКА ФИГУР ИГРОКАМИ.
Участники ПОПЕРЕМЕННО расставляют свои фигуры по собственному желанию. Регламент такой расстановки разрабатывается отдельно. Это может быть и СИММЕТРИЧНАЯ расстановка НО и не ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Многие утверждают,ЧТО КЛАССИЧЕСКАЯ РАССТАНОВКА - ИДЕАЛЬНА. Если это так, то шахматисты несомненно придут к этому, расставляя первоначальную позицию. Но думается сначала юнные хитрецы будут пытаться как то исхитрится.
Например собрав одном фланге ферзя и две ладьи, или еще как нибудь. Соперники конечно будут искать противоядие и мы будем наблюдать пртотивостояние МЕЧА и ЩИТА. Вот здесь то и потребуется именно ТЕОРИЯ а не фактология шахматных дебютов.
Но с другой стороны накопленный опыт, шахматные школы будут стимулировать именно КЛАССЧЕСКИЕ построения и значит они будут востребованы.
Думается существенное ослабление роли первоначальных навыков приведет к увеличению притока новых игроков. Образец - футбол, в который можно начинать играть вообще никогда не видя этой игры.
ВНЕШНИЙ ИСТОЧНИК ПОДДЕРЖКИ ШАХМАТ
Внешний источник - это заинтересованность не шахматного сообщества. И в первую очередь это конечно же ГОСУДАРСТВО. Здесь два направления - заинтересованность в спорте высших достижение для рекламных целей и воспитание подрастающего поколения.
О спорте высших достижений много говорить не надо. Это дело узких специалистов и "министерства пропаганды". Они решают когда и кого поддерживать и нужно ли это делать вообще.
Воспитание подрастающего поколения. По сути сегодня это "Шахматы в школе". То о чем сегодня говорят, представляется действующим лицам как процесс ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ. И вот уже мастера шахмат и подмастерья пишут книжки по шахматам для школьников. Такой путь развития мне представляется дорогой в никуда. Это дело шахматных кружков.
На мой взгляд "Шахматы в школе" - это процесс обучения социальной жизни, прививание законов социальной жизни с использованием шахмат в качестве удобного инструмента. И знание дебютов, повышение шахматной квалификации вовсе не обязательно. А вот знание законов организации соревнрований, принципов судейства, подведения итогов, взаимоотношение с соперниками, с арбитрами, организаторами... Шахматная жизнь - маленькая модель большой жизни. Сама шахматная игра как пример постановки и реализации задач, оценки ситуации, своих ресурсов и ресурсов соперника, ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ.
Таким образом шахматы могли бы стать основой направления ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ, наряду с такими направлениями как ЛИТЕРАТУРА-КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ-ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА-ИНФОРМАТИКА, ФИЗИКА-ХИМИЯ
Само же использование шахмат как ИНСТРУМЕНТА воспитания естественно значительно расширит общественный интерес к шахматной жизни, возглавляемой ныне ФИДЕ.
ПРОПАГАНДА ШАХМАТ
По опыту работы в печати и на Радио знаю, что 99% интересующихся шахматными событиями интересует РЕЗУЛЬТАТ и лишь 1% интересует шахматное содержание. Подтверждение этому факту можно видеть из статистики интернета. Большинство шахматных сайтов имеет 10-20 тысяч подписчиков 100 тысяч может десяток сайтов. И это при нескольких сотнях миллионов играющих в шахваты. То есть собственно шахматное содержание интересует лишь около 1%. Остальные черпают информацию из общих новостей.
Это значит, что обработке и демонстрации информации о численных результатах, представление этой информации в ИНТЕРЕСНОЙ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ инфографике представляется вксьма актуальным для привлечения интереса общества.